Как люди попадают в массовку, чем объяснить стремление нескольких тысяч жителей столицы сняться в кино? Корреспондент "Вечернего Минска" искала ответы на эти вопросы...
Высокий брюнет входит в тридцатую комнату на первом этаже “Беларусьфильма”. Вместе с ним — женщина, которая, поздоровавшись, спрашивает: “Скажите, а можно на съемки записаться?” Елена Руднева, ассистент режиссера актерского отдела, не теряя времени, вручает мужчине листок с порядковым номером и, щелкая затвором фотоаппарата, произносит: “Костюм приличный есть, в казино сходить?” “Есть”. “Отлично, скоро будем снимать “Суд”, обязательно вам сообщим”. Все, актер родился.
Массовка — явление закономерное. Во-первых, кинематографу нужны новые лица, пусть и появившиеся в кадре только однажды и на долю секунды. Иногда их нужно очень много. С другой стороны, всегда есть люди, готовые помочь искусству. И цели у них различные. Говорить, что все идут сниматься в массовку только для творческой самореализации, значит кривить душой. Не последнее место в нашей жизни играют деньги и заработать их можно в том числе таким способом.
Студенты, пожалуй, решают сниматься из-за материальных трудностей. Часто “за компанию” относят свои фото на “Беларусьфильм”, а через некоторое время получают вызов. За один день можно получить от 22 до 35 тысяч рублей, а значит, молодежь тянется сюда с охотой. Моя знакомая по этому поводу говорит: “Бывают моменты, когда денег в кармане остается ровно на подорожавший талончик. Но вдруг раздается звонок с киностудии, и ты понимаешь, что спасена!” Хотя и деньги — понятие относительное. Есть люди, которые приезжают на съемки массовых сцен в дорогих авто. Для них это хобби, возможность отдохнуть. Один молодой человек мне сказал по этому поводу: “Работа должна приносить или деньги, или удовольствие. Мне она приносит удовольствие”.
Жизнь-киносъемка...
Многие уверяют, что снимаются исключительно “для души”. Например, для Бориса Магистрова долгожданное “Мотор!” прозвучало впервые в возрасте за семьдесят лет, после двух (!) инсультов. С тех пор счет фильмов, в которых он сыграл, идет уже на третий десяток. Пожилой человек рассказывает, что кино стало для него лучшим лекарством, стимулом жить. На съемочной площадке он не должен никого подвести, поддавшись болезни.
Все без исключения подтверждают: “Кино затягивает”. Например, семья Малькевич. Летом они открыли для себя этот вид искусства, благо, позволяло свободное время. У родителей был отпуск, у детей — каникулы. И не думали тогда, что осенью с охотой станут отпрашиваться с работы и быстрее делать уроки, чтобы успеть на очередные съемки. А некоторые и вовсе расстаются с основным рабочим местом, становясь такими вот “внештатными” актерами.
Но только те, кто появляется в массовке не “от случая к случаю”, знают, каким нелегким порой становится один день под прицелом камер.
Друзья познаются в беде
— Вы, конечно, думаете, что массовка — это не работа? — Татьяна, которая вот уже несколько лет приезжает в Минск с Украины специально на съемки, даже как будто возмущена. Сразу скажу — я так не думала, но женщина стала меня убеждать в своей правоте, попутно рассказывая о нестандартных, иногда шокирующих ситуациях.
— Весной в картине “Око за око” мы изображали интеллигенцию 1917 года, которая распродавала все свои ценные вещи. Представьте: за нами — забор, перед нами — реквизит, лошадь с телегой, на которую нагружены вещи, мебель. И вдруг лошадь становится на дыбы. Наверное, испугалась яркого света прожекторов. Телега с реквизитом опрокидывается на нас, в общем кто успел, тот убежал. Травмы были, одного мужчину чуть не из-под копыт доставали, другой со страху через этот здоровый забор перемахнул... Это сейчас весело вспоминать, а тогда не до смеху было, уж поверьте.
Как говорят, друзья познаются в беде. Для белорусской массовки это утверждение работает и в отношении режиссеров, в фильмах которых приходится принимать участие. Кто есть кто становится ясно, когда приходит несчастье. На съемках фильма “1612 год”, где было задействовано очень много актеров, внезапно умер человек из массовки. Инфаркт. Рассказывают, режиссер Владимир Хотиненко повел себя тактично в этой беде. Заказал службу по умершему, не раз оказывал материальную помощь семье. А в конце последнего съемочного дня, говорят, заплакал и произнес: “Весь фильм сделала массовка”.
Актерское братство
Во многом отношение к подобного рода актерам зависит от съемочной группы. Все-таки чаще всего маститые режиссеры — люди культурные. Как и профессиональные актеры. В таких массовка просто влюбляется. Например, на съемках кинофильма “Июнь” режиссера Александра Франскевича-Лайе, было организовано питание для всех маленьких участников фильма. А исполнитель главной роли Сергей Безруков вообще произвел самое хорошее впечатление у “актеров из народа”. Борис Магистров вспоминает о нем так: “Парень простой, и не только на экране, но и в общении. Искренний очень. Никакой звездности мы в нем не заметили. Я однажды спросил: “Сынок, ничего, что я к тебе так просто обращаюсь: “Сережа”? Он улыбнулся и ответил: “Все хорошо, спасибо вам”. А потом еще интересовался, как я отношусь к трудностям, которые возникают на съемочной площадке. И я ответил: “Искусство требует жертв”.
Одна роль на двоих
Уже знакомая нам Татьяна несколько раз за время моего пребывания на киностудии успевает произнести: “Знаете, я так мечтаю получить роль! Ну хоть совсем небольшую”. В своем желании она не одинока. В глубине души некоторые, в массовке играя одного из многих, скрывают желание оказаться замеченными режиссером, который поможет раскрыть их талант. Пишу без иронии, потому что в жизни бывает всякое. Немало ведь среди таких людей есть студентов театральных училищ — настоящих, будущих или несостоявшихся. Для них важно само присутствие “в кино”, возможность наблюдать за работой профессионалов, учиться мастерству. А роль — дело наживное, ведь даже в эпизоды стараются ставить по возможности людей опытных. Но случаются и маленькие чудеса. Так произошло на съемках фильма “Рифмуется с любовью”. “Вечерка” уже писала, что эта картина удостоена первой премии фестиваля “Киношок-2007” в конкурсе игровых фильмов “ТВ Шок”. Так вот, сестрички Вера и Света Цуба, девочки из массовки, сыграли в этом фильме роль. Одну на двоих. Девочка Зося, онкологически больная, стала общим персонажем для сестер-близняшек. Их мама рассказывает, как дома все вместе читали сценарий и плакали, даже переживали, удастся ли передать сложную суть роли. Девочки справились. После удачного дебюта обе “звездочки” перешли в театральный класс. Возможно, когда-нибудь они станут известными актрисами.
Казалось бы — массовка. Даже слово какое-то неопределенное, как будто обидное. А сколько человеческих судеб за каждой фигурой, которая промелькнет однажды на экране и исчезнет... Чтобы все-таки остаться.
НА СНИМКАХ: кинематографу нужны новые лица; для кино главное — типаж; Борис Магистров и Сергей Безруков; во время работы над картиной; девочки Цуба во время съемок.
Снежана Инанец. Фото Алексея Казанцевича, а также из личных архивов героев.