"Массовка" - слово никак не гордое и не звучное, в некотором роде даже пренебрежительное. Практически всегда эти люди оказываются "за кадром" общественного внимания, хотя редкий фильм обходится без участия статистов. Справедливо ли это? Роль массовки, конечно, не главная, но не будь этих крошечных ролей, кино заметно потеряло бы в красочности и достоверности.
Минская массовка считается высокопрофессиональной. Это - мнение как своих, "беларусьфильмовских", так и пришлых режиссеров, работавших и работающих на нашей киностудии. Что и неудивительно - значительная часть участников массовки кочует из фильма в фильм на протяжении 10 - 15 лет, есть "ветераны" с 30-летним стажем, как, например, Леонид Александрович Алексиевский, в прошлом - артист балета, в свое время танцевавший с легендарной Плисецкой. Кстати, в нормальной жизни статисты совсем необязательно - люди творческих профессий. Студенты, безработные и пенсионеры - это одна категория. Сотрудники банков и районных администраций (есть и такие!) - уже совсем другая. Иными словами, готовность провести на съемочной площадке большую часть суток диктуется вовсе не жаждой наживы. Хотя для некоторых денежный вопрос тоже имеет значение. Все же 8 тысяч в отечественной валюте за съемочный день - это сумма, особенно если повезет быть задействованным в "работе" несколько дней подряд.
Когда на "Беларусьфильме" снимался немецкий фильм о Великой Отечественной войне "Пока несут меня ноги", во время сцены вывоза пленных в вагончик на киношных рессорах на верхние нары забралось такое количество статистов, что вроде бы надежная конструкция обрушилась, изрядно поранив нижних "артистов". Восстановлением их здоровья потом занималась немецкая клиника - так решили продюсеры. Вообще, этот фильм стал для нашей массовки настоящим испытанием. Все было максимально натурально - и мороз, и зимняя сырость, и лохмотья пленных немцев. Причем ежедневно по 14 съемочных часов! Мужество статистов укрепляли разве что каскадеры, дубль за дублем падающие в ледяную воду...
Выбирать нужные типажи "Беларусьфильму" действительно есть из кого - в картотеке студии на сегодня около 15 тысяч статистов. Но заглядывать в нее бригадиру массовки Елене Рудневой часто нет никакой нужды - большинство своих "актеров" она прекрасно помнит не только в лицо и по именам, без труда запоминает даже их телефоны. И на съемочной площадке управляется со своими подопечными легко, хотя иногда их количество исчисляется сотнями. Возможно, сказывается богатый жизненный опыт матери четверых детей?
Отношения "актеров массовых сцен" между собой - отдельное "кино". Мелодрама. Для многих (особенно это касается людей средних лет) участие в съемках - осознанная попытка избежать одиночества. Между прочим, во время недавних съемок фильма Дмитрия Астрахана "Темная ночь" встретились целых две пары "одиночеств" - счастливых людей в Минске стало больше. Кино заканчивается - начинается жизнь.
|